Как призвать к ответу коммунальные службы?
Если управляющая компания не выполняет свои обязательства перед собственниками многоквартирного дома (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ), то любой собственник имеет право обратиться в вышестоящие органы.
Каков порядок направления жалоб?
1. Аварийно-диспетчерская служба управляющей компании.
Подаёте жалобу при нарушениях в работе инженерных систем дома, содержания общего имущества и придомовой территории.
Как подать жалобу? По телефону. Вы должны сообщить адрес места, где выявлено нарушение (или авария), а также свое имя и фамилию. Диспетчер должен сообщить вам номер заявки и время её регистрации (п. п. 105, 106 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
2. Руководитель управляющей компании.
Если ваша заявка не выполнена, то вы можете обратиться к руководству управляющей компании.
Укажите в заявлении нарушения и потребуйте проконтролировать их устранение.
Как подать жалобу? В письменном виде, в двух экземплярах. Один экземпляр передается руководителю, второй (с отметкой о принятии жалобы) остается у вас.
3. Государственный жилищный контроль, муниципальный или общественный жилищный контроль, Роспотребнадзор.
Если управляющая компания не выполнила ваши требования по устранению нарушений, то вы можете обратиться в вышестоящие организации: государственный жилищный контроль, муниципальный или общественный жилищный контроль, в Роспотребнадзор.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальный жилищный контроль — уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 2, 2.1 ст. 20 ЖК РФ).+
Общественный контроль могут осуществлять советы многоквартирного дома, некоммерческие организации или общественные объединения, другие заинтересованные лица (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ).
Как подать жалобу? В письменном виде, в двух экземплярах. Укажите должность и/или ФИО руководителя, к которому вы обращаетесь, ваши контактные данные, суть жалобы. Поставьте дату и подпись. К заявлению вы можете приложить необходимые документы или их копии (ч. 1, 2 ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
На сайтах этих органов есть онлайн-форма для обращения. Вы можете написать жалобу в электронном виде.
Письменное обращение рассматривается в течение 30-ти дней с момента регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
4. Прокуратура РФ.
В некоторых случаях вы имеете право обратиться в прокуратуру.
Ответственность управляющей компании
Уполномоченные органы по итогам проверки могут привлечь управляющую компанию к административной ответственности. Например, при нарушении (ст.ст. 7.22, 7.23, 13.19.2, 6.4 КоАП РФ):
- правил содержания, ремонта домов и/или жилых помещений;
- нормативов предоставления коммунальных услуг;
- порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
- санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
Когда управляющую компанию могут лишить права управлять домом?
Если в течение года по одному и тому же дому управляющая компания получит два и более административных наказания, назначенных судом за ненадлежащее исполнение обязанностей, то её лишат права управлять этим домом (ч. 5, 5.1, 6 ст. 198 ЖК РФ).